Вопросами применения системных представлений для анализа сложных объектов и процессов принятия решений занимаются специалисты нескольких направлений, называющихся системным подходом, системными исследованиями, системным анализом, системологией, системотехникой и т. п. За исключением системо-техники, область которой ограничена техническими системами, все другие термины употребляются часто как синонимы.
Термин системый подход начал применяться в первых работах, в которых элементы общей теории систем использовались для практи-ческих приложений. Применяя этот термин, чаще всего просто хотели подчеркнуть необходимость исследования объекта с разных сторон, комплексно, в отличие от ранее принятого разделения исследований на физические, химические и др. Показывалось, что с помощью многосторонних исследований можно получить более правильное представление о реальных объектах, выявить новые их свойства, лучше определить взаимоотношения объекта с окружающей средой, другими объектами. Заимствованные при этом понятия из теории систем не вводились строго, не исследовался вопрос, каким классом систем лучше отобразить объект, какие свойства и закономерности этого класса следует учитывать при конкретных исследованиях, и т. п. Иными словами, этот термин применялся практически вместо термина комплексный подход. но принципиально новых конструктивных рекомендаций, которые помогли бы в постановке и решении задач, в этих работах не было. Поэтому к работам, в названии которых появлялся термин системный подход, стали относиться весьма осторожно. Но в последнее время всё более чётко проявляются тенденции включать в системный подход не столько многосторонние исследования системы, сколько исследования факторов создающих системный эффект и способствующих улучшению других системных характеристик.
В работах, проводимых под названием системные исследования, понятия теории систем используются более эффективно: определя-ется класс систем, вводится понятие структуры, а иногда и правила её формирования и т. п. В поисках конструктивных рекомендаций появились системные направления с разными названиями - системотехника, системология и другие. Для их обобщения стал применяться термин: системые исследования. Часто в работах под таким названием использовался аппарат исследования операций, который к тому времени был больше развит, чем методы конкретных системных исследований.
Наиболее конструктивным направлением в настоящее время считается системный анализ. Этот термин применяют в литературе неоднозначно. В одних источниках он определяется как "приложение системных концепций к функциям управления, связанным с планированием". В других - как синоним термина анализ систем или термина системные исследования. Однако независимо от того, применяется он только к определению структуры целей системы, к планированию или к исследованию системы в целом, включая и функциональную, и обеспечивающую части, работы по системному анализу существенно отличаются от рассмотренных выше тем, что в них всегда предлагается методология проведения исследований, делается попытка выделить этапы исследования и предложить методику выполнения этих этапов в конкретных условиях. Кроме того, в этих работах всегда уделяется особое внимание определению целей системы и их формализации.
Учитывая, что основная цель учебной дисциплины - не развитие теории систем, а изучение и использование её достижений для решения прикладных задач, в дальнейшем мы будем в основном рассматривать наиболее конструктивное из указанных направлений - системный анализ. Поэтому дадим краткий обзор его истории и основных работ по его применению.
Термин системный анализ впервые появился в связи с задачами военного управления в исследованиях корпорации РЭНД (1948 г.), а в отечественной литературе широкое распространение получил после выхода в 1969 г. книги oС. Оптнера [14]. Следует отметить, что планирование и управление в нашей стране практически всегда осуществлялось с использованием принципов и приёмов системного анализа, так как социалистическому способу управления по своей природе присущ системный характер. Может быть, поэтому нам и не требовались специальные термины и историю системного анализа как научного направления рассматривают обычно на примере зарубежных работ.
Вначале работы по системному анализу в большинстве случаев базирова-лись на идеях теории оптимизации и исследования операций [8]. При этом основ-ное внимание уделялось стремлению в той или иной форме получить выражение, связывающее цель со средствами, аналогичное критерию функционирования или показателю эффективности, т. е. отобразить объект в виде хорошо организован-ной системы.
В руководящих материалах по разработке АСУ рекомендовалось цели представлять в виде набора задач и составлять матрицы, связывающие задачи с методами и средствами их достижения. Правда, при практическом применении этого подхода довольно быстро выяснилась его недостаточность, и исследователи стали прежде всего обращать внимание на необходимость построения моделей, не просто фиксирующих цели, компоненты и связи между ними, а позволяющих накапливать информацию, вводить новые компоненты, выявлять новые связи и т. д. (т. е. отображать объект в виде развивающейся системы), не всегда предлагая, как это делать.
Затем, в поисках конструктивных методов, системный анализ начинают определять как "процесс последовательного разбиения изучаемого процесса на подпроцессы" [28] и основное внимание уделяют поиску приёмов, которые позволяют организовать решение сложной проблемы путем расчленения ее на под-проблемы и этапы, для которых становится возможным подобрать методы исследования и исполнителей. Наряду с разделением на этапы и подэтапы, разрабатываются формализованные приемы разделения системы на подсистемы, цели на подцели, "больших" неопределенностей на "маленькие". В большинстве работ стремились представить многоступенчатое расчленение в виде иерархических структур типа "дерева", но в ряде случаев разрабатывались методики получения вариантов структур, определяемых временными последовательностями функций.
Во многих работах, системный анализ развивался применительно к проблемам планирования и управления [9, 15, 22, 25 и др.], а в последнее время этот термин стал практически неотделим от терминов целеобразование и программно-целевое планирование. Поэтому, наряду с исследованием приемов расчленения на части, формирования структуры, стали появляться работы, в которых более глубоко анализируются системы как целое, рассматривается роль процессов целеобразования в развитии целого, роль человека. При этом оказалось, что для исследования этих вопросов в системном анализе на данном этапе его развития не хватает средств: развиты в основном средства расчленения на части, но почти нет рекомендаций, как при расчленении не утратить целое. Но анализ не исчерпывается расчленением неопределенностей на более мелкие, а направлен на то, чтобы понять сущность целого, выявить факторы, влияющие на принятие решения, а термин системный подразумевает возврат к целому.